K067: Как уверенно говорить на камеру. Илья Демьянов

В сегодняшнем выпуске говорим о голосе – самом важном инструменте любого предпринимателя, не говоря уже о блогерах и подкастерах. Донести свою мысль, уверенно отстоять свою точку зрения – сложно без поставленного голоса и четкой речи. Представляю, как трудно приходится тем, кто только решился начать свой ютуб-канал и стесняется собственного голоса!

Поэтому сегодня мой гость – Илья Демьянов, эксперт по постановке голоса и владелец «Студии Озвучания» в Санкт-Петербурге. Илья записывает дикторские голоса, озвучивает видео и рекламные ролики. Еще у него есть авторский курс по постановке голоса.

Разбираемся:

  • почему людям не нравится собственный голос;
  • что важнее – принимать свой голос таким как есть или развивать его;
  • какой голос считается хорошим;
  • какая речь лучше – спокойная или эмоциональная;
  • стоит ли иметь в запасе несколько голосов для различных ситуаций?

Главный вывод этого выпуска – с поставленным голосом живется проще, а контент получается интереснее) Поэтому стоит, как минимум, задуматься: могу ли я улучшить свою речь? Как это сделать – рассматриваем в подкасте.

😎 Спонсор подкаста — kwork.ru
Kwork — любые услуги фрилансеров для вашего бизнеса от 500 рублей

Кому будет полезен выпуск

  • всем предпринимателям;
  • видеоблогерам и подкастерам;
  • всем, кому приходится много общаться и убеждать.

Основные инсайты этого выпуска

  • Наш голос – не всегда наш собственный. Чаще всего, это своеобразный копипаст – сначала наших родителей, затем людей, на которых мы хотим быть похожими. Чтобы раскрыть свой собственный голос, его нужно исследовать, развивать и обогащать.
  • Когда голос живой и эмоциональный, донести мысль до собеседника и заинтересовать его становится проще. Монотонные голоса хуже передают смысл сказанного. Это особенность человеческого восприятия. Именно поэтому так сложно запоминаются монотонные лекции в вузах и так легко обращают на себя внимание эмоциональные рекламные объявления.
  • Уверенный голос можно развить, но это вопрос не пары недель, а нескольких месяцев регулярных занятий. Вопрос не столько в самом голосе, сколько в общей зажатости и неуверенности. Но все можно исправить.
  • Блогерам и подкастерам во время записи стоит избегать слишком громкого дыхания и причмокивания губами. В этом помогут специальные приемы произношения и программы для обработки звука. Но не стоит забывать, что хороший голос должен быть, в первую очередь, естественным. Не стоит вырезать из записи все – так голос может потерять все живые краски.

Слушайте подкаст Кошкин PRO в:

Apple Podcasts
Google Подкасты
Яндекс.Музыка
ВКонтакте
Castbox
Telegram

Актуальные ресурсы

Студия Озвучания – demyanoff.ru
Блог Ильи Демьянова – https://www.demyanoff.ru/blog 
Группа ВК – https://vk.com/stavim_golos
Телеграм – https://t.me/stavimgolos 
Ютуб – https://www.youtube.com/c/Ставимголос 
Книги – https://vk.com/stavim_golos?w=wall-114926592_5700

Таймкоды

02:13 Почему нам не нравится свой голос?
05:10 Чему учит коуч – любить свой голос или управлять им?
15:05 Как быть блогеру, если его голос неестественно звучит в записи?
19:36 Какой голос хороший? Нужно ли блогеру иметь несколько голосов для разных ситуаций?
24:09 Упражнения для тренировки поставленного голоса
28:35 Дышать или не дышать?
32:22 Стоит ли бояться щелчков и причмокиваний?
37:47 Как приобрести уверенный голос? Как найти свой собственный голос?
43:17 Почему эмоциональная речь лучше монотонной?
47:34 Книги, которые помогут улучшить свой голос

Текстовая расшифровка подкаста

На бирже Kwork я заказываю расшифровки подкастов, чтобы вы могли бегло ознакомиться с выпуском или вспомнить важные моменты. Такая расшифровка обходится всего в 500 рублей, что очень удобно.

- Салют, друзья, с вами Женя Кошкин и вы слушаете мой подкаст про бизнес. В гостях у меня Илья Демьянов, это эксперт по постановке голоса и владелец студии озвучивания и этот выпуск, по сути, мини мастер-класс. Дело в том, что я считаю, что голос – один из важных инструментов интернет-предпринимателя. Ведете ли вы Ютуб, подкасты, планируете ли вы пойти на тик-ток, да даже просто в вебинарах, общаясь, выступая, мы используем тот инструмент, который у нас всегда при себе. Мы используем голос, и я попросил Илью рассказать, как же заставить голос звучать красиво, звучать убедительно, как победить в себе некоторые страхи, как работать с разными ошибками, как сделать свой голос лучше. В этом выпуске я постараюсь не уходить в дебри, всё же мы не собираемся быть дикторами, певцами, нам всего лишь нужно быть перед своей аудиторией чуть более раскованными, уверенными, как я уже сказал, звучать лучше.

Ну, а спонсор этого выпуска – KWORK. KWORK – это магазин фриланс-услуг, где ценой от 500 рублей большая база исполнителей готова взяться за вашу работу. Фишка в том, что вам не нужно согласовывать технические задания, исполнители уже предоставили вам полный список того, что они могут сделать. Осталось только выбрать, прочитать отзывы, прислать необходимые данные и через пару дней получить готовый результат. KWORK гарантирует, что исполнитель закончит работу и только после этого получит оплату. Для своих выпусков я заказываю на KWORK текстовые расшифровки, они доступны на сайте Koshkin.pro и как раз обходятся примерно в 500 рублей, ну а мы погнали к выпуску.

Привет, Илья.

- Привет.

- Рад пригласить тебя, рад пообщаться с тобой, обсудить важную тему, она важна для меня. И, я уверен, она важна для многих слушателей, для многих интернет-предпринимателей, которые делают контент, которые убеждают других ребят, т.е. важно уметь работать голосом. Первый вопрос, наверное, каждому, без исключений, каждому, кто слышал свой голос. Они говорят, что он им не нравится, с чем это связано?

- Так физиологией устроено, что, когда мы себя слушаем, мы себя слышим изнутри, мы слышим вибрации низкого голоса, нам их добавляет тело. Т.е. мы слышим звук изнутри, я всегда предлагаю такую метафору: Представь, что ты сидишь в кувшине, в огромном таком, металлическом кувшине. Ты разговариваешь и слышишь, как отражается от этого кувшина, ну как в арке, наверное. Ты слышишь, как он отражается от стен, он становится мощнее, он становится больше, но потом ты выходишь из этого кувшина и все эти вибрации исчезают, потому что акустика исчезла. У нас происходит тоже самое, когда мы говорим, по сути, внутри этого кувшина и находимся. Все эти вибрации от нашего тело, от костей, мы всё это слышим внутри себя. Ну, плюс ещё, когда мы говорим звук, достигает наших ушей тоже по-разному, поэтому, когда ты себя записываешь и слышишь, то вот этой оболочки там нет на записи. Нет этого кувшина, нет звуков своего тела, поэтому голос отличается и нужно себя чаще записывать, чтобы привыкать к этому звуку.

- Т.е. по сути надо просто привыкнуть, просто привыкнуть и не бояться, но ведь это большой, один из, наверное, ступоров для тех людей, которые не могут выйти на Ютуб, не могут записать подкаст, потому что ему не нравится, как он звучит и ему кажется, что он какой-то не такой.

- Тут нужно понимать вот этот процесс, что голос кажется неприятным, не моим, потому что меня, получается, моё же тело обманывает, я слышу свой голос не так, он звучит по-другому. Это не значит, что голос противный, неприятный, я верю, что нет некрасивых голосов. Все некрасивые голоса – это те, где есть зажим. Когда есть зажим, голос искажается, он как-то начинает по-другому звучать, но по сути все голоса звучат хорошо, красиво, все по-разному, всем природа дала разные возможности, естественно у кого-то он богаче, у кого-то он беднее, но некрасивых нет, есть просто очень зажатые голоса, от этого они становятся некрасивыми.

- А когда речь идет о коучинге. Как правильно говорить, как развивать свой голос. О чем именно идет речь? Именно о голосе, как он звучит, или о том, как мы управляем им, интонацией? Про уверенность, потому что ведь есть, когда сам голос не нравится, есть дефекты в голосе. Я сейчас ребенка вожу к логопеду, по сути, мы у неё тоже работаем, чтоб у нее было правильное произношение звуков. Я хотел, поэтому спросить, на какие этапы разбивается работа с голосом.

- Сначала нужно понять, какие проблемы есть в голосе. Когда ко мне приходят ученики, на консультации, первое, о чем я их прошу, чтоб они записали мне свой голос, ещё до урока. Чтоб выяснить и услышать, какие есть проблемы, когда ты не знаешь, какие есть проблемы, ты не понимаешь, с чем нужно работать. После того, как ты знаешь свои какие-то проблемные точки, ты уже понимаешь, что тебе нужно развивать, потому что большинство людей не задумывается о голосе, потому что, вроде бы, и так понятно, вроде бы, ну голос звучит, зачем об этом думать? На самом деле голос – это очень мощный источник и всего 7% - это слова, 37-38% - это уже сам звук голоса и всё остальное – это визуальная часть, поэтому, когда ты не знаешь своих особенностей, когда ты не понимаешь, куда тебе нужно расти и что развивать, то ты, получается, топчешься на месте и звучишь так как ты привык. Но тут есть ещё одна такая, интересная вещь, наш голос - это, в основном, что-то приобретенное, т.е. это не то, с чем ты родился. Потому что, когда ребенок рождается, то что он делает? Он начинает сразу моделировать взрослых.

- Орать.

- Да, орать. Поэтому, когда мы рождаемся, никто не кричит каким-то зажатым голосом, это уверенный громкий звук, который наполняет всю комнату. Потом ребенок начинает слушать взрослых, маму, папу в основном, и анализировать, как можно им понравиться. И что он делает? Он впитывает это всё, он всё это принимает без какой-либо критики, без фильтров и начинает подстраивать свой аппарат под то, как звучат его родители и, соответственно, все зажимы тоже перенимаются. Потом возникает какая-то манера, например, если мама говорила вот таким вот, воздушным голосом, то ребенок хочет понравиться маме, он тоже начинает говорить таким голосом и постепенно эта манера с ним остается – этого воздушного говорения, не очень громкого, не очень уверенного. Или наоборот, если папа такой был военный, у него вот такой вот голос был, очень уверенный, громкий, то это ребенок тоже будет повторять, именно вот так говорить, поэтому вот это первое да, что нужно понять. Что мой голос – это скорее всего набор каких-то приобретенных привычек, причем, скорее всего, не моих, я взял их от кого-то, особо не анализировал, просто скопировал и теперь я так звучу. Соответственно, все зажимы тоже есть. Первое нам нужно понять, какие проблемы. Второе, что скорее всего мой голос – это набор вот этих вот стереотипов. Ну и следующее, как стало понятно, с чем нужно работать, есть уже какие-то упражнения. Мне как коучу, как тренеру, нужно объяснить человеку, что нужно делать, чтоб звучать по-другому. Ну, например, если человек говорит тихо, что нужно делать, чтоб звучать громче. Здесь очень много, кстати, психологии, когда не только какие-то упражнения, когда ты мычишь, кричишь. Мы много говорим про зажимы, про то, почему не позволяем себе говорить громко. Вот это, если вкратце.

- Т.е. смотри, мы можем работать и исправлять не только интонации, но и, как ты сказал, командный голос, тихо или громко, но, получается и то, как я звучу. Допустим, девушка слишком высоко говорит, у нее прям писклявый голос или какие-то дефекты речи, их тоже можно как-то исправить, или это уже врожденные какие-то штуки, которые нужно просто принять или, может, минимизировать эффект?

- Вот это, наверно, та причина, почему многие люди на занимаются голосом, потому что они считают, что это врожденное. Т.е. если я говорю тихо или высоко, громко, то это врожденное, это дано от природы. И вот здесь мы опять возвращаемся к тому, о чем я говорил, что это не врождённое. Это просто копипаст, бездумный копипаст в детстве который закрепился на уровне определённых каких-то мышечных зажимов, и теперь мы с ним живем. Поэтому да, всё это можно изменить, все звуки можно поставить, если конечно не знаю, нет каких-то глобальных проблем: например, половины зубов если нет, естественно звуки правильные сформировать будет сложно. Но научить человека говорить ниже, говорить увереннее это можно, то есть это нужно развивать, об этом нужно просто знать, что-то как я говорю это привычка. Если я умею говорить, например, и тихо, и громко, и быстро, и медленно, то есть использую разные гаммы и использую свой голос на полную, тогда, наверное, не стоит заниматься голосом, но если я говорю только, например, тихо или наоборот говорю громко, всегда мне говорят: Потише говори! Я всё равно звучу агрессивно, то получается, что тут идет речь о монотоне, то есть мы звучим в одной краске. Это как мелодия. Одна какая-то мелодия, либо 2-3 ноты и мелодия одна какая-то мелодия либо две минуты слушать скучно, потому что ну там нету такого развития, либо тихо, либо громко, либо быстро, либо медленно.

- Я понял. Но ведь если я буду стараться, знаешь, то громче, то тише интонации добавлять в речи не покажется ли это какой-то наигранностью? Представь сейчас, я тебе буду: Илья! А вот мне бы хотелось бы узнать о тебе вот такую информацию, но нет. Я не уверен. Как-то вот играть. Я имею ввиду, это не покажется ли это что неестественно звучит?

- Смотри. Когда мы выходим на публику, мы все равно получается свою персону вряд ли Дудь разговаривает со своей семьей как он говорит у себя на канале или Ургант точно так же как он говорит в своей передаче. Естественно, все немножко подстраивают, то есть повышают контраст своей речи. Не будет ли это наиграно? Нет. Если ты научишься этим пользоваться, если ты поймёшь, как этим пользоваться, если бы ты будешь просто делать тупо, например, сейчас я говорю громко, сейчас я говорю тихо, тогда это будет поначалу звучать как наигранное звучание. Но если ты понимаешь, как это работает, например, начинаешь анализировать и слушать как говорят, например, как говорят успешные блогеры ведущие, которых интересно слушать, то ты обнаружишь, что там как раз мелодия речи она разнообразная, она не звучит монотонно. Все остальные ребята успешные, если их послушать, что там вот эта музыка речи, она слышна, то есть там есть разнообразия. Когда мы звучим монотонно мы звучим скучно. У слушателей возникает ощущение, что он знают, о чем ты будешь говорить, потому что он понимает, как ты монотонно звучишь, то есть если я сейчас начну разговаривать с тобой вот так вот и рассказывать о голосе, то у тебя возникнет, понятное мы все знаем про таких лекторов, про такие лекции, даже материал может быть интересным, но монотонная речь она может все убить.

- Просто по сути, нам нужно не переборщить, дозированно. То, что я тебе в начале сказал ты просто переиграл, ты не веришь этому. Как в кино наши фильмы в большинстве своем отличаются от американских тем, что наши актеры они переигрывают, чуть-чуть смотришь и не веришь, а если ты голос чуть-чуть изменил интонацию не так прям сильно, тогда будет наверно естественно.

- Знаешь? Смотри. Есть такая вещь. Если ты знаешь про диапазон, если ты умеешь им пользоваться, ты по сути можешь им управлять. Да если ты понимаешь, как твой голос звучит сверху, как звучит внизу, посередине, то у тебя есть инструменты. Возвращаясь к тому же Дудю как он всегда объявляет конкурс? Он всегда хлопает и говорит это громко -Конкурс! И он сразу ставит такую точку, это звучит возможно неестественно, но он отделяет одно событие от другого, он показывает контрастный какой-то нам объект, и мы сразу переключается на другое событие. Понимаешь он голосом начинает управлять если бы он говорил конкурс, то это было бы совершенно другая подача, поэтому здесь всё зависит от того насколько ты знаешь свой голос и умеешь им управлять. По сути это набор красок. Если у художника есть там куча разных оттенков он может рисовать разные картины. Если у него только красные и синие это видимо ограниченная композиция, цветовая палитра. Поэтому чем больше знаешь, тем больше ты умеешь.

- Илья скажи. Когда к тебе приходили на консультацию люди столкнулись ли с такой проблемой, что они хотели бы на записи звучать естественно, также как они обычно разговаривают? Это я, наверное, побольше свой опыт сейчас тебе говорю, но почему-то кажется, что многие, по крайней мере я для своего бизнеса, мы записываем Ютуб, пробовали разных ребят, сотрудников и часто проблема, что, когда начинаешь записывать, он возможно начинает копировать кого-то, директора я не знаю или где-то кого-то он видел слышал. Но я просто понимаю, что я уже проведя большое количество интервью много записывая я всё равно, когда начинаю записывать один тет, а тет, то есть там сталкиваюсь с этой проблемой, что голос записываю он мне не нравится, то есть он не мой, неестественный в записи.

- А вопрос в чём?

- Проблема есть или нет? Есть ли такая проблема, тут получается наоборот. Я не хочу исправить голос, улучшить. Я хочу на записи его вернуть чтобы он был такой как я разговариваю в обычной жизни.

- Но в обычной жизни с разными людьми, в разных ситуациях ведь разговариваешь по-разному, правильно, то есть с ребенком ты так разговаривает, с женой по-другому, с родителями ещё как-то и где твой настоящий голос не очень понятно. Если ты спрашиваешь про естественность о том, что нет какой-то вот этой специальный подачи, то мне кажется она всё равно немного возникает перед камерой либо перед микрофоном, потому что там мы немножко выходим из себя, мы выходим из этой своей будничной какой-то такой персоны и мы становимся немножко другим персонажем всё равно. В подкасте ты не тот добрый семьянин какой ты дома, да, ты всё равно немножко другой персонаж. У тебя есть какой-то свой образ, не знаю думал ты об этом или нет, но ты его формируешь, ты хочешь с каким-то определённым посылом приходить к своим слушателям, чтобы они тебя как-то воспринимали. Если ты будешь с ними совсем расслабленным как дома, то возможно энергия пропадет совсем за расслабленной, естественной подачей. Поэтому все вот эти ребята, о которых я говорил Дуть Ургант Вислоком они чуть выше по градусу звучат, они не звучат знаешь на температуре 36,6 она у них всегда чуть-чуть повыше, потому что они выходят к зрителям слушателям, у них есть определенный образ и они вот транслируют. Когда мы звучим неестественно это говорит о том, что, мы просто не овладели, наверное, техникой, нет опыта еще и мы стараемся применять какие-то инструменты, просто тупо в лоб. Нужно тренироваться и постепенно будет более естественно. Я сам больше за естественную подачу, а не вот за это: Привет Ютуб!!! Сегодня я вам расскажу о том …. Мне это тоже не очень нравится. Хотя такая подача популярная.

- Знаешь, оно сбивает. Оно сбивает потому что у тебя сейчас условно нет миллиона подписчиков, ты смотришь на того, у кого есть миллион подписчиков там 1, 2, 3 и волей-неволей, но тебе кажется, что ты должен тоже так же энергично набрасывать, там ребята хоп-хей-лала-лей пойдём смотреть мой новый видос, а потом, когда ты записал и смотришь - что за дурак это всё сказал, ну не естественно. Но мне очень понравился твоя идея, мысль о том, что ты ведь звучишь перед ребенком по одному, перед женой по-другому, перед друзьями по-другому и поэтому получается, когда ты записал показал друзьям, а друзья не слышали того тебя, которые с ними обычно разговаривает и поэтому говорят: Жень, ты звучишь неестественно. Сам переслушал ещё, думаешь да, как-то неестественно.

- Да и я вот эту же идею предлагаю ученикам тренироваться на незнакомых людях, потому что они не знают, как ты звучишь, и ты можешь тренировать свой новый голос на людях, которые тебя не знают. Или, например, в магазине, говорить по телефону, когда тебе звонят из банка с этим с телефонным спамом, то есть ты можешь говорить как хочешь, экспериментировать и прислушиваться к тому как ты звучишь. Эти люди незнакомые, они даже не понимают, как ты звучишь на самом деле. Ты ведь можешь как брать трубку: Алло Да Привет! Слушаю! И возможно тогда говоришь все, человек первый раз тебя слышит он поверит, что да у тебя такой голос, немножко неестественный, немножко громкий.

- Есть ли критерии Илья, какой голос лучше? Допустим скорость. Как ты произносишь звуки, слова, потому что кто-то быстро говорит прямо очень быстро или наоборот медленно рассказывает о чём-то, как-то может выложить всё, а Жень я сейчас послушал тебе нужно на 15% быстрее говорить. Звуки такие-то такие ты должен больше тянуть?

- Мне кажется, что если брать какие-то критерии, то это свобода голоса. То есть если голос не зажат он свободный, то его приятно слушать. Если я сейчас начну давить свой голос ты же слышишь, как начинает он звучать очень странно, напряжённо. И опять же мы начинаем подстраиваться под этот голос, то есть наши голосовые связки. Почему нам нравится слушать расслабленные голоса? Наши голосовые связки, они повторяют движения голосовых связок того человека, которого мы слушаем и это не значит, что они прям двигаются. Там есть микродвижения, поэтому, когда мы слушаем зажатый голос нам не очень комфортно потому что мы начинаем сами зажиматься. Вот когда у тебя есть эта вот свобода звуковая тебя приятно слушать просто потому что другой человек подхватывает это состояние свободы. Ему хочется присоединиться к этой звуковой свободе. Это, наверное, первый критерий. Если говорить про дикцию, то здесь есть, наверное, единственное. Если ты не диктор чтобы все звуки были на месте, необязательно прям четко все выговаривать и быть как дикторы. Но чтобы было понятно, о чем ты говоришь потому что если, например, у тебя есть привычка, кстати даже у дикторов она есть, проглатывать окончания, то просто смысл некоторых слов исчезает. Смотри, например: «Смыс* некоторы* сло* исчезае*». Понимаешь? то есть ты просто перестаешь понимать смысл речи просто из-за того, что исчезли окончания их не договорил недодышал.

- Ну плюс еще немножечко так коробит, то есть слух режет чуть-чуть, когда ты слушаешь диктора ты не хочешь напрягаться. А тебе приходится напрягаться для того чтобы понять, что там диктор сказал.

- Да. Не только диктор, но и обычный человек с которым ты общаешься, и он не позаботился о том, чтобы было понятно, что он говорит нам приходится напрягаться. Поэтому Станиславский называл дикцию-вежливостью актера. Потому что актер он настолько вежлив по отношению к зрителю что он все выговаривает, зрителю все понятно, ему не нужно дополнительно усилия какие-то прилагать для того чтобы его понять. Мне кажется если говорить про основные критерии это как раз свобода голоса чтобы не было зажима и была понятность речи.

- Илья ну вот в рамках той задачи, которую я в начале озвучил, голос для предпринимателя, голос для блогера, для ведущего вебинаров. Нужно ли ему носить несколько разных масок? Вот мы проговорили о том, что актер может управлять своим голосом в зависимости от ситуации. Или скорее же ему нужно выучить какую-то одну вот эту маску, с которой он выходит на публику? И уверенно доносит свои идеи и мысли, и все время ее тренировать?

- Здесь зависит от темперамента, от того какой блог, какой образ. Допустим если это молодая аудитория, то там соответственно другой темп речи будет, ты не сможешь говорить медленно как людей пожилых, потому что они в другом ритме живут. Тут маска может быть наиболее активная. Если это все так какая, то взрослая аудитория то здесь не надо никуда бежать здесь, наверное, какой-то средний темп будет уместен, ну такой спокойный звук. Поэтому тут все зависит от задачи. Какая задача такая и маска. Но все-таки она есть такая вот маска, потому что если говорить так как дома, то это будет такая сниженная энергетика. Только конечно если ты не 24 часа в сутки такой энерджайзер и даже дома говоришь постоянно заряжено.

- Мотивируешь свою жену на совершения, да? Или ведешь бизнес коуч, какой-то бизнес тренинг для своих детей.

- Ну да, в том числе.

- Интересно. Я предполагаю, чтобы вести вебинар в течение часа или двух, уверенность вселять, передавать этот запал, мотивацию. Наверно нужно тренировать голос? То есть, мне, например, легко целый час общаться. Может как-то физиологически заложено я не устаю, но по собеседникам, по своим гостям я вижу, что через 20-30 минут им нужна вода, у них там голос пропадает. То есть я предполагаю, что нужны какие-то упражнения. Поэтому хочу советов как в обыденной жизни немножечко держать себя в тонусе. Какие-то упражнения может быть делать?

- Ну вода вообще очень нужна, потому что вот я с тобой сейчас общаюсь я периодически пью. Но пью не литрами, а маленькими глотками чтобы увлажнить слизистую, потому что, когда ты не пьешь она пересыхает и становится сложнее говорить. Вода всегда нужна, но нужно по чуть-чуть пить. По поводу каких-то упражнений, голос почему возможно устает еще у твоих собеседников потому что есть какое-то напряжение. Может быть они волнуются и ловят зажим в гортани и пережимают голос, поэтому он начинает уставать, просто мышцы начинают напрягаться. Мышцы, которые должны быть расслаблены, они напрягаются, от этого может уставать либо человек ну дышит как-то поверхностно. То есть он мало берет воздуха, он говорит на остатках воздуха, зажимает гортань и ему сложно говорить. То есть он опять же ловит это напряжение. Поэтому чтобы голос не уставал если формулировать какие есть советы и упражнения, то нужно пить обязательно, но по чуть-чуть. Нужно все-таки не забывать дышать. Я по своим ученикам заметил, что большинство вообще не дышит, ну либо дышит, но очень поверхностно. Вот если я сейчас перестану дышать, ты слышишь, как это отражается на звуке моего голоса. Я уже практически говорю на остаток своего дыхания. А если мы используем полностью весь объем своего дыхания, мы им пользуемся. Мы не забываем дышать, мы постоянно расходуем свой выдох, то и звук становится другим. Голос не устает. Это второе. То есть надо спросить себя «Я дышу? Либо я перестал дышать?» Что еще можно сделать? Я заметил, что большинство сидит в неудобной позе, смотришь какой-нибудь вебинар и слышишь, как это отражается на звуке. Человеку просто тяжело говорить потому что он сел в какое такое кресло, откинулся назад и все его тело оно в состоянии «я сплю». Оно расслаблено. Но у него есть задача, ему нужно рассказать какой-то материал, поэтому здесь есть противоречие: на уровне тела он спит, но на уровне голосовых связок, голосового аппарата он вроде бы как действует и от этого еще звук меняется и голос устает. То есть такая несогласованность, некомпруентность как это в психологии называется. По поводу наверно четвертого совета это нужно всегда разминать голос, то есть н нужно никогда говорить, например, если у тебя подкаст, выступление вебинар. Не нужно говорить без разминки потому что, когда мы говорим без разминки, мы опять же напрягаем мышцы. Как у любого спортсмена он соответственно разминается. Если это бег, бокс, балет или любой вид спорта, там люди растягивают мышцы, они их готовят для какой-то дополнительной нагрузки. Поэтому обязательно нужно разминать губы, язык. У нас очень много мышц. А делать голосовые какие-то упражнения для того чтобы просто подготовить аппарат к длительной нагрузке. Поэтому если резюмировать: вода, потом разминка голосовая обязательно, это губы, звук для того чтобы как-то подготовить свой аппарат. Тело расслабить, точнее не расслабить, а сесть в такую позицию, которая была бы не спящей, а все-таки более активной.

- Знаешь ты сейчас проговорил, а у меня как раз были вопросы заготовлены потому что я понимаю это то с чем я сталкиваюсь, начиная с позы, то есть как лучше сесть, откинувшись на спинку, ну то есть, не развалившись там не лежа, а по крайней мере расслаблено для того чтобы не был напряжен. Или же я видел советы что нужно прям на кончике стула, чтобы прям вот так сел и все ровненько все вытянуто было. Расправленная грудная клетка и ты будешь лучше говорить. Ну и конечно очень важно для меня дыхание, потому что я слушаю свои последние подкасты и мне не нравится звук дыхания. Но я, во-первых, приболел, с последних выпусков, которые последние записывал, приболел и мне не хватало воздуха, я на это обратил внимание. Как правильно говорить? Потому что я слушаю других авторов дикторов я у них не слышу дыхание, чтобы они постоянно хватали воздух, то есть я понимаю, что где-то совершаю ошибку.

- Ну возможно они просто чистят звук и все, выбирают где-то вдохи это же делается все в программе. То есть был такой сильный вдох, а стал тихий.

- Мы тоже делаем, но правильнее, как должно быть, в живую слушатель сразу услышит твои вдохи. Короче, как правильнее должно быть с дыханием – через рот или через нос, часто или не часто, это же естественный, с одной стороны, процесс.

- Вообще, например, если говорить с фониаторами, специалистами по голосу, они говорят: дышите через нос, не пересыхает слизистая. Т.е. если ты сейчас несколько раз возьмешь воздух ртом, сделаешь вот так, ты почувствуешь, как у тебя тут же пересохло, да? Пересохло во рту.

- Высохли связки.

- Да, но можно дышать носом, тогда они меньше сохнут, но сложность в том, что когда дышишь носом, то скорость твоего говорения сокращается. Я озвучиваю, например, рекламу, где мне нужно быстро что-то сказать, я просто физически не могу дышать носом, потому что там нужно сказать много слов за маленький промежуток времени и пока я вдохну носом, пройдет много времени, поэтому как нужно дышать, как мне кажется, надо пробовать. Т.е. попробовать подышать носом, где-то, может быть, это будет уместно, просто вспоминать, о том, когда у тебя пересыхает в горле, что когда ты дышишь постоянно ртом, то ты, по сути, провоцируешь вот это пересыхание. Можно где-то переключиться на нос, да, где-то аккуратно вдыхать носом, когда слишком сильно сохнет. По поводу дыхания, как дышать, мне кажется, что дыхание – это часть речи и совсем от него избавляться не стоит. Т.е. можно же совсем убрать дыхание и получится робот. Робот ведь не дышит, и если у тебя вдох не такой громкий, но это бывает редко, и он заметный, он по громкости, таким же как речь, то в принципе ничего страшного, в том, что ты дышишь, вдыхаешь, нет. Это тоже ритм, т.е. если убрать одни вдохи, точнее оставить, то мы услышим ритм речи определенный, поэтому не надо от этого как-то избавляться, не надо их совсем убирать, удалять. Это часть речи, это естественный процесс, просто если ты совсем уж громко дышишь, то нужно попробовать подышать через нос, чтоб, опять же, слизистая меньше пересыхала.

- Ещё очень часто бывают такие паразитные звуки: слюни, щелчки языка. Это тоже естественно или ты должен работать, чтоб во время эфира, во время записи Ютуб-ролика, у тебя во рту ничего не происходило.

- Это ещё зависит от того, какие продукты ты употреблял, например, до эфира: кофе пил или что-то сладкое ел. Соответственно ты провоцируешь вот эти вот слюни просто продуктами.

- Ага.

- Потом если ты не пьешь.

- Так.

- Если ты весь подкаст хочешь проговорить вообще без воды, то ты опять же провоцируешь на вот эти вот щелчки. И есть ещё, то есть это такая привычка. Когда ты себя записываешь, слушаешь, анализируешь, то постепенно количество этих щелчков уменьшается. Есть такая техника, не закрывать всё время рот. То есть ты должен представить, вот я сейчас говорю и всё время смыкаю, слышишь, слюни появляются, губы. Когда я их размыкаю, появляется щелчок. Вот у актеров звучания, которые дублируют фильмы, есть такой прием: не смыкать зубы и губы для того, чтоб не было этих щелчков. Т.е. ты сидишь с таким вот полуоткрытым ртом. Ну если ты ведешь подкаст и тебя не видно, в принципе, ничего страшного, но если у тебя видео, то, наверное, нужно как-то приноровиться, чтоб это не выглядело странно.

- Серьезно? Они рот не закрывают специально, чтоб не щелкать лишний раз и не чмокать.

- Там микродвижение такое существует, то есть, если ты совсем его прикрываешь, если пощелкать, да, если пооткрывать зубы, губы, то ты слышишь этот щелчок, а они немного оставляют воздух, они не смыкают. Такой лайфхак.

- Ну я думаю, когда ты записываешь, наверное, для записи в этом плане нет проблем, действительно, ты на обработке сможешь всё исправить, есть лагит, автоматическим способом подправить, можешь ручками, во время эфиров, особенно неопытных ребят, пару тройку комментариев едких. Они выбьют из колеи и сложно потом вести дальше. Потом скажут: что ты там слюни полощешь.

- Слушай, ну задача этих ребят как раз выбить тебя из колеи, поэтому они специально на этом акцентируются, поэтому мне кажется, не надо их слушать. Если у тебя интересный материал, то люди будут просто тебя слушать, то что ты говоришь и не будут обращать внимания на щелчки, потому что это же не такие щелчки, которые перекрывают речь. И ты не так чавкаешь, щелкаешь, что тебя невозможно слушать. Люди слушают такие записи, такие подкасты, которые записаны на ужасный микрофон, но, если там есть польза, они будут слушать и щелчки, и шум, поэтому не нужно обращать внимание на тех, кто что-то пишет. Они просто хотят написать какую-то гадость. А какие-то щелчки – это мелочь. Если прям совсем всё щелкает, наверное, ты что-то не то ешь, наверное, что-то не то с аппаратом, возможно он слишком сильно пересыхает, но мне кажется, если говорить про твои подкасты, там нет каких-то щелчков, за которые люди бы сказали: «Ну, нет, такого я не буду слышать. Вы слышали на 37-ой секунде у него щелкает рот, я не буду это слушать». Это же бред.

- Обрабатываем, обрабатываем, у нас есть монтаж, стараемся от мусора избавляться, но я опять же, правильно ты заметил, есть другие записи, есть другие подкасты, иногда даже на Ютубе включаешь видео, и видишь, как плохо человек говорит. У него действительно интересная информация, но подача ужасная. Хорошо, что у него нет стеснения, он начал вести. Где-нибудь на 154-ом выпуске он начнет заниматься и станет делать хорошие подкасты, видосы. Но огромная масса людей, которая не выпустит свои подкасты. Этим выпуском я хотел помочь ребятам изменить ситуацию, чтоб они всё-таки дошли и сделали свой контент.

- Ну да, тут видишь, чем больше этим занимаешься, чем больше развиваешься, слушаешь, анализируешь, ищешь информацию, тем ты лучше в этом. И если ты понимаешь, что речь основной твой инструмент, если говорить про подкаст, видно, что это речевой подкаст, а не подкаст на Ютубе. Хотя подкаст на Ютубе, где есть картинка, это все равно не видео, это тот же самый подкаст – убери картинку и все останется тоже самое. Когда тебя, не видно твой голос- твой единственный инструмент. Если ты звучишь зажато, не интересно, монотонно, то, естественно, ты ухудшаешь показатели за счет того, что тебя не интересно слушать.

- Над этим, да, нужно работать. Так, Илья, смотри, я, наверное, задал вопросы по поводу того, как звучать, как выступать, которые меня волновали, но мне хотелось бы узнать, какие-то сложности, с которыми, может быть, я просто не столкнулся. Важно о них поговорить для тех ребят, кто начинает записывать себя на камеру, которые приходят к тебе за советом, на коучинг. Может придут к тебе в голову ещё проблемы, с которыми они сталкиваются? Которые сейчас важно было бы проговорить и объяснить, как с ними бороться.

- У меня есть вебинар, он так и называется «Как уверенно говорить на камеру» и там я как раз разбираю разные приемы, из чего формируется вообще уверенный голос. Основная проблема, которую я слышу от своих учеников – это неуверенный голос, т.е. люди хотят решить, те кто понял, что нужно работать над голосом, они хотят решить эту проблему. Голос звучит как-то тихо, неуверенно, он пропадает. И основная причина, почему люди ко мне приходят – сделать голос уверенным, т.е. сделать так, чтоб звук моего голоса звучал так, чтоб я в него верил и другие ему верили.

- И это важный момент. Его голос звучит неуверенно, почему? Он сам не уверен в том, что он продает, что он несет идею в мир или…

- Он не уверен, потому что он не умеет им пользоваться, и потому что у него закрепились эти навыки, которые он получил от родителей. Сейчас так говорит и думает, что это его настоящий, природный голос, а это не его голос. Но свой голос он ещё не знает, он с ним ещё не знаком и как им управлять он тоже не знает. Поэтому моя задача, как коуча, показать ему как он может звучать, как голос может звучать по-другому, а дальше уже тренировать это или нет, использовать это или нет, это уже его вопрос, потому что многие, как я понимаю, берутся за какое-то дело и сейчас ведь мир так устроен, что все хотят быстрых результатов. Если ты откроешь Ютуб ты увидишь «Низкий голос за 5 минут», но такого не бывает. Это долгий процесс, это долго нужно перестраивать различные свои привычки, опять же, это психология. Поэтому многие думают, что я сейчас поделаю недельку упражнения и все изменится, а это такой, небыстрый процесс. Нужно постоянно заниматься и развивать, но у этого есть куча своих плюсов, если всё-таки человек в это идет.

- И про уверенность точно также, её развивать нужно.

- Да, нужно развивать, нужно просто понимать из чего она складывается, как этим управлять и начинать это тренировать. Начать анализировать тех, кто тебе нравится, начать анализировать свой голос, например, послушать, в каком ритме говорит тот же Дудь, тот же Ургант. В общем, ребята, которые тебе нравятся, как они говорят, послушать, что там происходит с ритмом и послушать себя. В каком ритме говорю я, умею ли я задавать другой ритм, могу ли я говорить быстрее или наоборот замедлять свою речь, говорить медленнее.

- Мне всегда казалось, что когда я начинаю кого-то копировать, пробовать другие манеры, то это как раз то, что делать не нужно. Я начинаю играть и вместо того, чтоб говорить самому, показывать себя настоящего, я вот эту маску чужую, типа вроде, ну не получилось, не моё.

- А если говорить про маску настоящего, то тут большой вопрос, если мы копируем голоса своих родителей, то где настоящий. Получается, мы копипаста вот этих настроек, которые мы где-то услышали и повторяем. Где мы настоящие? А настоящие мы под вот этим всем слоем и чтоб понять, как твой голос звучит на самом деле, нужно его исследовать. Когда ты начинаешь исследовать громкость, объем своего голоса, учишься посылать его в разные части тела, искать звук, тогда ты с ним знакомишься. Частая такая ситуация, когда ко мне на консультацию приходит девушка, она говорит вот таким вот голосом, но хочет быть уверенной, а он звучит у нее тихо, и ты начинаешь заниматься с ней, искать громкость, объём, работаешь над посылом, и там вдруг вот такой звук появляется. Очень громкий, очень уверенный.

- Серьёзно? Класс.

- И, получается, у неё этот звук есть. У неё этот звук есть, но она им не пользуется, и более того, он ее пугает. Потому что за этим звуком сразу какая-то другая личность. У неё образ, что она такая мягкая, пушистая, скромная, а тут вдруг такой голос, который всё портит. Вот когда вот этими вещами ты занимаешься, тогда ты подступаешься к своему голосу, как ты звучишь и, возможно, вот ты на самом деле. В общем, если сформулировать короче, ты звучишь на самом деле так, когда ты исследовал свой голос и у тебя есть куча, куча, куча разных приемов и фишек. Вот это ты настоящий. А когда ты говоришь в одной манере и считаешь её за часть свой личности, ну не знаю, тут большой вопрос. Чей это голос? Твой или всё-таки тот, что достался по наследству?

- Очень хорошая идея. Я, кстати, никогда о ней не думал, ну сейчас, пока мы с тобой обсуждаем, я думаю так: я не эмоциональный, я спокойный, рассудительный, у меня же в принципе родители, мама, я с мамой жил, также разговаривает.

- Ну да.

- Без эмоций, спокойно, рассудительно. Я думаю: так, а если это и есть тот самый копипаст, который Илья мне сказал? Так, надо ковырять, копать, искать себя настоящего. Нет, серьёзно, я хотел бы, или может быть по ошибке хотел бы. Ты мне пример приводишь, Дудь, вот он, когда рекламу дает про МВидео там, эпатажный. Эпатажные же, когда такой взрывной?

- Ага.

- Так вот, я думаю, я, когда рекламирую, я всегда в начале выпуска, у меня реклама спокойная, медленная. То есть я не могу себе представить, что я точно также буду: эхехей, все бежим в этот сервис.

- Потому что ты получается ограничен этим представлением о себе, а Дудь не очень ограничен. Потому что он понимает, что он перед камерой другой, в вот то, что ты говорил до этого, что я буду каким-то неестественным. У тебя есть свое представление: я только такой. А у него получается есть выбор: он может быть и таким, и таким. И я про это и говорил, что, когда у нас есть выбор, мы можем звучать по-разному, вести себя по-разному. Это приближает нас к нашему природному звучанию, а когда у нас есть только одно представление о себе: я, например, спокойный, скромный, уравновешенный, да? То это не выбор, это один вариант поведения. Я, наверное, так, под занавес расскажу ещё одну вещь, почему важно говорить эмоционально, это потому что был такой эксперимент. В 2017 году, по-моему, в Глазго, если интересно, я потом скину, там доказали, что, когда мы говорим, звуковые волны попадает в ухо и первое, с чем они встречаются, это миндалевидное тело. Миндалевидное тело понимает только язык эмоций, оно не понимает информации. И если мы обращаемся к миндалевидному телу монотонно, сухо, оно дальше просто не предает информацию, через фронтальную кору, и мы хуже понимаем, что нам говорят. Т.е. когда мы говорим вот так, монотонным голосом, миндалевидное тело говорит: «Так, так, так, я ничего не понимаю» и часть информации теряется, хуже передается, оно не попадает дальше в мозг, и мы хуже их запоминаем. Именно поэтому на этих скучных лекциях мы ничего не понимаем, ничего не запоминаем, если только не записали. Именно поэтому слушать лекции людей, которые интересные, эмоциональные, разные, мы этих людей и эти лекции запоминаем лучше, потому что мы обращаемся к миндалевидному телу, оно понимает язык эмоций и передает дальше информацию. Поэтому важно учиться уметь говорить эмоционально, не сидеть на одной ноте, не быть заложником одной какой-то подачи.

- Я буду учиться, у меня прямо сейчас такое: хей, хей, как классно. Буду учиться. Знаешь, мне понравился недавно в записи подкаст западной блогерши. Она брала интервьюшку у человека, тоже про голос. Если я правильно понял, то этот человек учит актеров петь. То есть актеры молодцы, сами умеют играть, а если им нужно что-то спеть, то он вот такой, коуч. Я для себя тоже от него услышал, что нужно именно петь. Когда говоришь нужно петь, а когда поешь, ты варишь. Такая фраза у него была. Теперь ты тоже самое говоришь, что нужно обязательно менять ноты, на одной, на второй, на третьей, чтоб достучаться до мозга человека.

- Да, помни про миндалевидное тело. Когда будешь сидеть на одной ноте, что человек будет хуже воспринимать информацию, потому что ты звучишь монотонно, и она хуже доходит до него.

- Илья, спасибо тебе большущее за этот выпуск, за эти советы. Может быть в конце вот так маленькая такая изюминка. Какие-нибудь может книги ты посоветуешь по работе с голосом? Я понял, у тебя есть канал, я обязательно его прикреплю в описании, канал с твоими советами, с твоими подкастами по работе со звуком, голосом. Может быть что-то ещё?

- С книгами сложно, потому что голос – это же постоянные наблюдения. Опыт – это звук, а книги – это, как правило, буквы, да. То есть ты читаешь: встаньте, помычите, направьте. И тебе не совсем понятно, куда направлять, мычать, что делать. Если читать какие-то книги именно о развитии голоса, есть такая книга, Тревор Вокс, по-моему, автор, называется «Почему мы говорим». Второе название я не помню «От неандертальца до искусственного интеллекта», по-моему, как-то так. Но автор Тревор Вокс, и он там как раз исследует тему возникновения голоса, почему мы заговорили, что появилось сначала, звук, т.е. что появилось сначала – начали мы говорить или слышать. Ну, много интересных вопросов. А если говорить про какие-то практические занятия, таких книг я не встречал, у меня есть электронный учебник, который я делал как раз, по этой идее. Нет книг с примерами, поэтому есть электронный учебник, где я даю упражнения и там я привожу примеры. Т.е. так проще тренироваться, ты выполняешь упражнения, т.е. тут, например, надо направлять звук туда. Ты включаешь, слушаешь и так проще двигаться. Если говорить ещё о каких-то книгах, то мне на ум всё же приходят о возникновении голоса, о каких-то таких вещах, а не книги, где давались бы упражнения. Такие книги скучные, у меня есть какая-то подборка, я её однажды прикреплял у себя на канале. Если интересно я могу её найти и потом просто прикрепить к подкасту.

- В описании к подкасту сделаем подбор всех ссылок на сайте Koshkin.pro, там будет, скорее всего и текстовая расшифровка этого подкаста, и все ссылочки для удобства пользователей, для удобства слушателей, чтоб ознакомиться со всеми материалами. Мне кажется всё равно ты прав, кто-то должен со стороны послушать, подсказать направление, в котором действовать. Даже одних упражнений на Ютубе будет мало. Я сейчас не хочу, знаешь, как это, как Джинса, пропиарить тебя и что ты коуч. Просто я так размышляю, здорово было бы, чтоб кто-то со стороны послушал, кто-то кто разбирается в голосе. Одно, два занятия всё равно посетить нужно, чтобы научиться.

- Ну, хотя бы, чтоб понять, какие есть проблемы и что нужно предпринять, чтоб звучать по-другому. Если человек всегда говорил себе под нос, то научить его, показать, как говорить по-другому, чтоб восприятие себя и восприятие окружающими поменялось, потому что, если ты об этом не знаешь, то ты продолжаешь говорить просто в себя, под нос.

- Что ж, давай прощаться, спасибо тебе большущее.

- Спасибо, что позвал.

- Классный выпуск. Спасибо, давай. Удачи, удачи с проектом. Пока.

2 комментария
  • Это да)) научиться не бояться камеру дело привычки

  • ИМХО надо просто практиковаться постоянно! Заведите блог на ютубе и тестируйте )